Программа сопровождения для детей с СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности)

26.11.19

На сегодняшний день синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) занимает одно из первых мест по распространенности. Первые проявления СДВГ появляются у детей достаточно рано — в период до трех лет, но, как правило, родители не обращают внимание на них, считая своего ребенка просто подвижным, энергичным. Такие дети очень быстро усваивают предметно-манипулятивную деятельность, но быстро теряют интерес к ней при малейших трудностях. Дети с СДВГ быстро обучаются цифрам и буквам, но трудность составляет сохранение и использование этих знаний. Как правило, они не доводят начатое действие до конца. У детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности отмечаются трудности формирования произвольности двигательных реакций (движения импульсивные, разорванные, незаконченные). Если деятельность дошкольника не требует четко регламентированной жизни, то с началом школьного обучения детям с СДВГ трудно адаптироваться к четкому распорядку дня. Неправильно оказанная помощь ребенку приводит к системным проявлениям школьной дезадаптации. При диагностике данного нарушения значительное внимание уделяется анализу проблем, которые приводят к дезадаптивным формам поведения.

Неуспешность в обучении по программам, соответствующим возрасту ребенка, и, как следствие, недостаточность и отрывочность общеобразовательных сведений. Отсутствие системных знаний и учебных навыков (интеллектуальный компонент обучения).

Постоянные нарушения эмоционально-волевой сферы. Быстро сходится с детьми и со взрослыми (иногда без дистанции), при этом отношения носят поверхностный, непродолжительный характер. Быстрая смена тем беседы, несоблюдение правил игры, вспыльчивость при малейших неудачах. Дети с СДВГ испытывают трудность в общении со сверстниками, не могут выстроить дружеские отношения (личностный компонент).

Систематически повторяющиеся нарушения поведения в процессе обучения и в школьной среде (поведенческий компонент).

Синдром дефицита внимания и гиперактивности включает в себя три диагностических критерия для постановки диагноза:

Нарушение внимания:

  • ребенок не способен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности допускает ошибки в выполняемой работе;
  • не удерживает правила игры, правила выполнения задания или условия задания; упрощает условия выполнения задания;
  • испытывает трудности или не в состоянии организовать самостоятельную деятельность (например, сесть за выполнение домашнего задания, самостоятельно прочитать задание до конца), быстро теряет интерес, не видит главное в задании, делает выводы по второстепенным деталям;
  • оценивает себя очень высоко, аргументировать свою оценку не может, повторить задание не может;
  • часто забывает свои вещи или теряет их;
  • легко отвлекается на посторонние стимулы.

Гиперактивность:

  • часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; не может сидеть спокойно;
  • может ходить по классу во время урока;
  • бесцельная двигательная активность, находится в постоянном движении, быстрая смена деятельности;
  • часто бывает болтлив.

Импульсивность:

  • отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав их до конца;
  • часто мешает другим, пристает к окружающим, перебивает взрослых;
  • обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

Не вызывает сомнения то, что решение сложной проблемы школьной дезадаптации возможно лишь при условии объединения усилий врачей, психологов, нейропсихологов и родителей.

В настоящее время выделяется три типа синдрома дефицита внимания и гиперактивности:

  1. Синдром дефицита внимания.
  2. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (без импульсивности).
  3. Синдром дефицита внимания и гиперактивности и импульсивности.

Система психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности учитывает структуру дефекта. Мы предлагаем программу коррекции, исходя из причин и сложностей, приведших к нарушению.

Общая схема сопровождения включает:

  1. Наблюдение детского психиатра и невролога.
  2. Раннее сопровождение сенсомоторного развития для выявления первых проявлений задержки или нарушения сенсорного и моторного развития и ранней коррекции.
  3. Помощь логопеда.
  4. Обучение родителей правилам воспитания детей.

При наличии всей триады в синдроме дефицита внимания и гиперактивности обязательны занятия нейропсихолога, дефектолога и логопеда. Поскольку в структуре синдрома присутствует задержка становления функциональной левополушарной доминантности и недостаточности корково-подкорковой регуляции, то детям трудно контролировать и регулировать свои движения, а с развитием речи возникает сложность формирования связной речи.