Наш адрес:
г. Нижний Новгород, ул.Костина, д.6/1, (831) 416-416-1
ул. Маршала Казакова 3а, 11 этаж, офис 2, (831) 416-416-5

Развитие речи ребенка

Развитие речи детей в первые годы жизни имеет очень интенсивный характер. За все дошкольное детство детская речь претерпевает множество изменений, формируются и развиваются все стороны речи – фонетическая, грамматическая, лексическая.

Закладывая прочную основу для развития речи в самом детстве, мы готовим ребенка к систематическому изучению родного языка. Дошкольный возраст – это период интенсивного роста и развития ребенка.

К концу 1 месяца жизни малыш начинает проявлять первые реакции на обращение к нему, которые представляют собой определенные движения (замирание, слежение глазами) и интонированный крик. На основании этих двигательных и голосовых реакций вы можете с полной уверенностью утверждать, что малышу нравится, а что вызывает у него дискомфорт.

В 2–3 месяца ребенок начинает активно гулить. Гуление – это не речь, а вокализации, которые представляют собой негромкие и протяжные звуки или слоги, типа «а-а-а-а», «а-гу» и т. д.

C 4–6-го месяцев жизни у ребенка появляется лепет. Лепет является предшественником возникновения первых слов и представляет собой слоговые цепочки из одинаковых («ба-ба-ба») или разных («ма-ба») слогов.

С 7 месяцев жизни у ребенка отмечается многообразие лепетных слов, представляющих собой слова из двух или трех открытых слогов («ляля», «папа», «баба») и звукоподражания («би-би», «пи-пи»).

В 1 год жизни малыш хорошо понимает обращенные к нему отдельные слова, простые инструкции. А самое главное – у него появляются первые самостоятельные слова, типа «де-да», «бах» и т. д.

В период от одного года до трех лет стремительно увеличивается словарный запас. Это связано с переходом от эмоционально-действенного общения со взрослым к предметной деятельности. Ребенок с интересом повторяет слова, при этом переставляет в них звуки местами, заменяет их или вообще опускает.

До 1 года 3 месяцев жизни малыш использует лишь отдельные слова для выражения своих потребностей и впечатлений. Основное место среди этих слов все еще занимают лепетные слова и звукоподражания, например, «ди», «бух», «ня», «ав-ав» и т. д. Для того, чтобы смысл высказывания был понятным взрослым, малыш чаще всего использует жесты и изменяет интонацию.

К 1 году 6 месяцам у ребенка появляются слова, обозначающие действия, типа «дай», «пить», «на» и т. д. Словарь полуторагодовалого ребенка должен составлять не менее 20–30 слов.

С 1 года 9 месяцев в речи малыша появляются простые фразы. Малыш объединяет слова, не изменяя их, а лишь связывая интонацией, например, «Ляля бах», «Мама, ди», и т. д. Словарь ребенка в этом возрасте составляет не менее 50–70 слов.

К 2 годам жизни ребенок использует в речи отдельные слова в единственном и во множественном числе. Словарный запас уже должен состоять из не менее 200 слов и представлен как существительными и глаголами, так и прилагательными и местоимениями («я», «ты», «мне»). К концу второго года ребенок правильно произносит следующие звуки: к, г, х, п, т, д, н, б, м, ф, в.

С 2 лет 6 месяцев ребенок начинает активно учиться изменять слова по падежам, временам и лицам. Данный возрастной период характеризуется словотворчеством. Ребенок придумывает новые слова, но при этом обязательно учитывает правила и законы своего родного языка.

В 3 года ребенок правильно употребляет формы падежа, лица, времени, числа, воспринимает словосочетания и фразы как целое. Чисто произносит звуки с, з и ц. Его словарный запас составляет приблизительно 1200–1300 слов, который наполнен словами с перестановками слогов, например, «калбуки», «мотолок» и т. д.

В 4 года в речи могут встречаться достаточно сложные предложения, представляющие собой не просто набор существительных, глаголов и прилагательных, но и некоторых наречий, предлогов и союзов. К концу четвертого года жизни активный словарь должен составлять не менее 1800–2000 слов. В этот возрастной период ребенок правильно произносит звуки ш, ж, ч, щ.

В 5 лет малыш использует практически все части родного языка, выстраивает распространенные и согласованные предложения. Словарный запас достигает 2500–3000 слов. Ребенок правильно выговаривает почти все звуки, могут быть не до конца освоены звуки л и р. Активно употребляет обобщающие слова, типа «овощи», «мебель» и т. д. Различает слова, отличающиеся одним звуком, например, «палка – балка», «дом – том». Составляет рассказ по картинке или серии картинок.

В 6 лет ребенок активно использует все части речи, применяет устойчивые слова и выражения, например, на скорую руку и т. д. Активный словарь составляет не менее 3500 слов. Без помощи взрослого ребенок может составить развернутый рассказ по картинке или пересказ сказки. Подбирает синонимы и антонимы, знает многозначные слова. Различает гласные и согласные, мягкие и твердые согласные, сонорные, свистящие и шипящие звуки. Чисто произносит все звуки речи.

Детский психолог, логопед, логоневроз, заикание, дефектолог, нейропсихолог, сенсомоторная коррекция, страхи детские, фобии, задержка речи, задержка психо-моторного развития, нарушение сна, сноговорение, снохождение, энурез, энкопрез, дисграфия, дислексия, трудности в обучении, синдром гиперактивности и дефицита внимания, истерики, капризы, нарушение звукопроизношения, нарушение чтения, письма, счета, Детский психолог в Нижнем Новгороде, семейные конфликты, отношения супругов, подросток, неврозы, панические атаки, бессонница, навязчивые мысли, навязчивые действия, конфликты в школе, конфликты в семье, нарушение осанки, сколиоз, боли в спине, остеохондроз, головные боли, синдром хронической усталости, электроэнцефалограмма, видеоэлектроэнцефалограмма, видеоэлектроэнцефаломониторирование, судороги, эпилепсия, массаж, баночный массаж, антицеллюлитный массаж, логопедический массаж, кубики Зайцева, развитие мелкой моторики, невролог, танцетерапия, психоанализ.