Наш адрес:
г. Нижний Новгород, ул.Костина, д.6/1, (831) 416-416-1
ул. Маршала Казакова 3а, 11 этаж, офис 2, (831) 416-416-5

Легко ли быть ребенком?

События в общественной и частной жизни приобрели такой размах и такие направления, что вызывают растерянность и недоумение даже у специалистов, работающих в сфере психотерапевтической и психологической помощи населению. Требования объективной реальности к современному человеку таковы, что даже взрослые люди с опытом преодоления различных жизненных ситуаций, не всегда способны на ходу перестроиться и без потерь продолжить действовать эффективно. Особый разговор  в этой связи о состоянии современного ребенка в этой ситуации. Родители всё больше времени вынуждены отдавать зарабатыванию денег и в результате всё меньше времени уделяют воспитанию детей, что не может не сказываться как на физическом, так и психоэмоциональном состоянии детей самым пагубным образом.

Взрослый человек при необходимости ещё может заставить себя в какой-то момент остановиться и постараться разобраться в сложившейся ситуации, потом принять какое-то решение. Если не сможет преодолеть сложность ситуации — обратиться к психологу или к психотерапевту, наконец. Ребёнок в современном его состоянии ещё не обладает достаточным набором антистрессовых моделей поведения. Ему сложно и,  даже правильнее сказать, невозможно разобраться в массе противоречивых  требований со стороны родителей, воспитателей в детском саду или педагогов в школе.

Приходилось наблюдать неоднократно откровенную растерянность на лицах родителей по поводу состояния ребенка и обстоятельств его дел в школе: проблемные отношения с одноклассниками, снижение успеваемости повышенная утомляемость, нарушенный сон, преимущественно пониженное настроение — все признаки невротического расстройства. Остальные симптомы нарушений адаптационных возможностей ребенка удаётся уточнить только на приёме у медицинского психолога или психиатра-психотерапевта.

В таких случаях возникает острая необходимость максимально быстро оказать ребёнку психотерапевтическую и психологическую помощь. Более того, следует научить ребенка таким приёмам психофизической само- регуляции, которые дают возможность не допустить подобного срыва у ребёнка в  будущем.

Такие методики существуют уже давно. Об одной из них я и хочу рассказать. Называется она: система психофизической само-регуляции «Ключ». Автор – директор Московского института «Защита от стресса» Хасай Магомедович Алиев. Эта система ПФС (психофизической само-регуляции) практикуется в течение последних 20 лет  и у нас в стране, и за рубежом, и неизменно вызывает своей эффективностью и простотой исполнения восхищение среди специалистов и людей её практикующих. Двенадцати занятий по 60 минут и практическая работа по программе ежедневно в условиях собственного дома, отсутствие необходимости в каком бы то ни было оборудовании  кроме намерения пациента овладеть  приёмами ПФС, достаточно чтобы обрести способность восстанавливать растраченные силы в считанные минуты и при необходимости продолжать трудиться не менее результативно, чем это  было ему доступно,  проснувшись ото сна утром.

Возраст, в котором ребёнок уже способен овладеть навыками ПФС по опыту автора метода  Х. Алиева начинается с 4-5 лет. Это начальные навыки доступные  и вполне эффективно действующие, помогающие успокоить ребенка. В этом действии активная роль принадлежит родителям в первую очередь. Приобретая навыки, у родителей появляется возможность и способность так же эффективно  приводить  себя  «в норму» максимум за 30 минут и при этом неформально вовлечь ребенка в действо, «без нервов» обсудить итоги дня и с ребёнком и с самим собою, если в этот момент больше не с кем. В последующем , при укреплении навыка и приобретения опыта в различных жизненных обстоятельствах, можно ещё по дороге домой. находясь в транспорте , не терять времени даром. Можно так отдохнуть «в пробке», что покажется невероятным отдых в таком месте. Можете не поверить самому себе, но это будет ваш опыт и уже ничто ,и никто не сможет помешать вам радоваться жизни.

В жизни нашей случаются разные непростые и порой очень непростые обстоятельства. Однако выбор остаётся за нами — либо дать обстоятельствам испортить нам нашу жизнь и параллельно и жизнь наших детей. либо помочь и детям и себе в этом нелёгком настоящем выстоять и не потерять многое, что вернуть потом  потребует непомерного труда и времени. Если это ещё будет вообще возможно.

В тесном взаимодействии с  системой ПФС , когда у ребёнка, равно как и у взрослого человека, обнаруживаются явные признаки невротического состояния, одновременно проводится и  психотерапия.

Система психофизической само — регуляции «Ключ» имеет целью к тому же и профилактику психоэмоциональных нарушений. И прежде всего в ней нуждаются дети и взрослые, обстоятельства жизни и трудовой деятельности у которых с очевидностью определяются как напряженные и истощающие, и физически, и психоэмоционально. Примеров тому множество: ребенок не успевает за педагогом выполнять задание в классе, тот неоднократно упоминает о нём как о неспособном ученике, ленивом и безответственном. А спустя некоторое время ребенок доведен до отчаяния, срывается в плач и раздражение. В ответ на откровенные насмешки одноклассников  и поддразнивание начинает действовать порой агрессивно, словно загнанный в угол зверек.

Это довольно типичный сценарий развития событий. Развитие дальше этого сценария тоже не отличается оригинальностью: ребёнок оказывается окончательно деморализован и «срывается» в болезненную форму  реагирования:  упорные головные боли при даже незначительных  умственных нагрузках, эмоциональная неустойчивость , сон без отдыха, плаксивость по малейшему поводу. Вплоть до истерических эпизодов.

Дальнейшее развитие событий без экстренного вмешательства психотерапевта уже чревато необратимыми последствиями. Ребёнок—это чистый лист бумаги. Пережитые и некоторое время не устраняемые психотравмирующие ситуации «впечатываются» в его подсознание и часто всю жизнь потом оказывают влияние на уже  повзрослевшего человека ,на события в его жизни. Французский писатель, поэт и профессиональный лётчик Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил в одном из своих произведений: «Мы все родом из детства…», имея ввиду то обстоятельство, что увиденное и пережитое в детстве как хорошее и не очень хорошее, способно влиять на всю нашу жизнь.

Человек выбирает, с чем он пойдёт по жизни. Это касается нас, взрослых уже людей. Ребенок не имеет этой возможности. Он полностью и целиком остаётся зависимым от нашего к нему отношения, от  нашего разумения и участия, помощи с нашей стороны. То, что называется воспитанием, исходит главным образом от родителей. Они первые советчики и первые   помощники,  а когда надо, и защитники на всём пути взросления Ребёнка. От нас, родителей, требуется лишь быть внимательными к нему на этом таком нелёгком пути во Взрослую  Жизнь. Желаю успеха вам на этом пути.

       Психиатр, психотерапевт с 40-летним стажем Карась Виталий Васильевич

Записаться на прием к В.В. Карасю Вы можете в регистратуре центра по телефону: 416-416-1.




Отзывов нет »

Отзывов пока нет.

Ваш отзыв

Детский психолог, логопед, логоневроз, заикание, дефектолог, нейропсихолог, сенсомоторная коррекция, страхи детские, фобии, задержка речи, задержка психо-моторного развития, нарушение сна, сноговорение, снохождение, энурез, энкопрез, дисграфия, дислексия, трудности в обучении, синдром гиперактивности и дефицита внимания, истерики, капризы, нарушение звукопроизношения, нарушение чтения, письма, счета, Детский психолог в Нижнем Новгороде, семейные конфликты, отношения супругов, подросток, неврозы, панические атаки, бессонница, навязчивые мысли, навязчивые действия, конфликты в школе, конфликты в семье, нарушение осанки, сколиоз, боли в спине, остеохондроз, головные боли, синдром хронической усталости, электроэнцефалограмма, видеоэлектроэнцефалограмма, видеоэлектроэнцефаломониторирование, судороги, эпилепсия, массаж, баночный массаж, антицеллюлитный массаж, логопедический массаж, кубики Зайцева, развитие мелкой моторики, невролог, танцетерапия, психоанализ.