Наш адрес:
г. Нижний Новгород, ул.Костина, д.6/1, (831) 416-416-1
ул. Маршала Казакова 3а, 11 этаж, офис 2, (831) 416-416-5

Дети нуждаются в родительской помощи

То, о чём я хочу поговорить в моей статье, коснулось меня непосредственно ещё два года тому назад. Я стал замечать на лице у сына часто выражение задумчивости и озабоченности, однако не старался прервать его, давая возможность, что называется, дозреть этому состоянию, и в тоже время не пропустить момента готовности к разговору. Вопрос мог впрямую и не касаться самого предмета озабоченности, а должен был мне подсказать, чем же на самом деле, какими мыслями заполнено его сознание на данный момент.

По опыту общения с родителями детей знаю, что многие изменения в поведении дочери или сына объясняются ими пресловутым «переходным возрастом». Правда, при этом родители не учитывают силу своего влияние на формирование характера своего ребенка, формирование отношений как с самим ребенком, так и способы взаимодействия сына или дочери с окружающими его сверстниками,  одноклассниками или взрослыми.

В беседе папы и мамы продолжают утверждать, что «жизнь научит, заставит, подскажет» и т.п. Всё это, конечно, так, только вот жизнь часто учит «через боль и страдание». Наша родительская обязанность и задача – дать возможность ребенку получить такой уровень и багаж опыта, чтобы во взрослой жизни наше чадо обладало максимальным запасом жизненного опыта и автономности, т.е. независимости в принятии решений в жизненных ситуациях и их реализации в устройстве своей взрослой жизни.

Настал «этот момент» и у моего сына задать свой вопрос: «Пап, не могу найти хорошего друга. Не знаю, не понимаю, как вести себя с ребятами в своём же классе… Они заняты какой-то ерундой, а мне это не интересно…». Все эти вопросы  прозвучали на фоне непростых отношений с мамой и бабушкой. Можно было бы сделать вполне стандартный вывод: «трудный возраст». Бездействие в таких ситуациях напоминает отношения типа — «Поживётся – слюбится». Не поживётся и не слюбится!

Из всей массы просмотренных американских фильмов лишь в одном прозвучала мысль, по поводу которой возникла потребность поразмышлять. Героиня, будучи «в положении», высказалась мужу свои опасения по поводу будущего своего материнства, заявив: «Мне страшно! У нас учат человека любой профессии, но нигде не научают профессии быть родителем».

Есть ироничное замечание по поводу того, что «Все знают как играть в футбол, как править страной и как воспитывать детей».

К сожалению, очень у  многих присутствует эта жизненная установка, пусть это и не касается абсолютно всего. «Нас так воспитывали и ничего! Выросли и неплохо  приспособились к жизни». Всё это, возможно, и так, но только жизнь у наших детей совершенно иная. Всё изменилось за те годы, в которые воспитывались мы и в каком окружении и обстоятельствах взрастают  наши дети. У наших родителей и у нас не было таких резких и глобальных перемен ни в обществе, ни в кругу семейном.

Всё, что создаёт внутренний мир человека – круг впечатлений и событий, переживаний у наших детей в школе, в семье, в пространстве улицы не имело места в нашем детстве. Мы вынуждены и должны учиться этому вместе с нашими детьми, у наших детей.

Некоторые родители в конечном итоге приходят к этой мысли. Кто-то отгораживается от этих необходимостей вполне реальными насущными заботами каждого дня. И все же я остаюсь на той точке зрения, что ДЕТИ НАШИ ЯВЛЯЮТСЯ ПЕРВЕЙШЕЙ НАСУЩНОСТЬЮ КАЖДОГО ДНЯ НАШЕЙ С ВАМИ ЖИЗНИ, УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ ! ! !

Чтобы доказать это, достаточно представить свою жизнь без нашего ребенка и все станет очевидным, понятным — жизнь для многих утратит свой смысл. Это хорошо знают те, кому по разным причинам не было дано стать родителями.

Не единожды после беседы с психотерапевтом родители приходили к выводу — вполне закономерному, что они недостаточно полно ориентированы в понимании психологии детского возраста.

Все свои возможности в воспитании ребенка, формировании гармоничных детско-родительских отношений пока использовать ещё не смогли и не успели.

В этом же ряду стоят и проблемы с мотивацией к учёбе, участию в жизни семьи, умению и необходимости брать на себя обязанности по дому и выполнять их ответственно и «без боя за каждую пядь». Из всего сказанного закономерно вытекает: родители – главные, необходимые и незаменимые сотрудники в изменении к лучшему той ситуации, с которой обратились к специалистам.

Поскольку речь с самого начала нашего разговора коснулась «трудного возраста» во всех его проявлениях, то остается поговорить о возможностях психотерапии состояний, возникающих у подростков на фоне этого состояния, называемого иногда состоянием «социальной  дезадаптации».

На первом этапе помощи подростку есть необходимость объяснить ему в спокойной и вполне доброжелательной форме, что «это его состояние» во многом зависит от того, насколько человек ясно понимает истинную причину возникшего состояния, а не пытается их придумать. Не обвинять ребенка в злонамеренности его поведения, поскольку в подавляющем большинстве ситуаций это на самом деле вынужденный конкретными обстоятельствами способ самозащиты и отсутствие знаний собственной психологии и опыта. Основой успешного обращения к специалистам становится собственное принятое подростком решение, согласие с предложением родителей пообщаться со знающим, понимающим его проблему человеком. У каждой профессии есть свои изюминки — секреты, что помогают в, казалось бы, отчаянных случаях.

Наиболее результативным способом психотерапевтической помощи при  социальных дезадаптациях подростков признана психиатрами и психотерапевтами «психотерапия подростков в группе». Группа, в которой подростку предстоит в будущем пройти курс психотерапии, определяется по результатам индивидуальной консультации. Группа представляет собой коллектив ребят от 7-ми до 9-12 человек, со сходными проблемами, с близкими возрастными и психологическими параметрами личности. В ней происходит творческое моделирование и проживание тех жизненных ситуаций и получение опыта решения реальных жизненных ситуаций, в которых прежде подростку пришлось оказаться и опыта решения которых до работы в условиях группы, ему не было возможности получить. В общем потоке занятий приобретаются знания по психологии взаимоотношений, понимание мотивов собственных намерений и действий, психологически рациональному планированию своих действий и эргономично верному распределению своих возможностей в период реализации своих целей.

С профессиональной точки зрения хочу пожелать уважаемым родителям  вовремя обратить пристальное внимание на состояние своего ребёнка и помочь ему, не дать перешагнуть во взаимоотношениях с самим собой и с Вами так называемую «точку невозврата», когда могут понадобиться  чрезвычайные усилия для исправления ситуации.

 

                              Психотерапевт, психиатр с 40-летним стажем Карась В.В.

Записаться на прием к В.В. Карасю Вы можете в регистратуре центра по телефону: 416-416-1.

 

 

Детский психолог, логопед, логоневроз, заикание, дефектолог, нейропсихолог, сенсомоторная коррекция, страхи детские, фобии, задержка речи, задержка психо-моторного развития, нарушение сна, сноговорение, снохождение, энурез, энкопрез, дисграфия, дислексия, трудности в обучении, синдром гиперактивности и дефицита внимания, истерики, капризы, нарушение звукопроизношения, нарушение чтения, письма, счета, Детский психолог в Нижнем Новгороде, семейные конфликты, отношения супругов, подросток, неврозы, панические атаки, бессонница, навязчивые мысли, навязчивые действия, конфликты в школе, конфликты в семье, нарушение осанки, сколиоз, боли в спине, остеохондроз, головные боли, синдром хронической усталости, электроэнцефалограмма, видеоэлектроэнцефалограмма, видеоэлектроэнцефаломониторирование, судороги, эпилепсия, массаж, баночный массаж, антицеллюлитный массаж, логопедический массаж, кубики Зайцева, развитие мелкой моторики, невролог, танцетерапия, психоанализ.