Наш адрес:
г. Нижний Новгород, ул.Костина, д.6/1, (831) 416-416-1
ул. Маршала Казакова 3а, 11 этаж, офис 2, (831) 416-416-5

Белая ворона

В каждом коллективе есть своя белая ворона — существо, отличное от всех остальных. Об особенностях их внутреннего мира расскажут психотерапевт Елена Альбертовна Денисова и к.п.н. Наталья Ивановна Лункина, региональный консультативный центр медико-психологического сопровождения «РОСТОК».

 

— Белая ворона — что это за птица? Причины и предпосылки к появлению?

Е.А. Прежде всего белая ворона — это человек, который имеет свое собственное мировоззрение, а иметь собственное мнение и собственные взгляды — это неплохо. С другой стороны, он не вписывается в общую массу. А что представляет собой «общая масса»? Бывают классы неяркие, серые, в которых дети мало чем интересуются, и, естественно, ребенок с широким кругозором будет выделяться. В коллективе происходит «навешивание ярлыков», например, выделяешься интеллектом — «ботаник». Но не всегда человек с иной манерой одеваться или другими интересами — изгой. Все зависит от умения преподнести эти интересы, только люди, не знающие человека, могут считать его странным и скрытным.

Н.И. Мы получаем белую ворону, когда ребенок или подросток не принят окружающими, он всячески обращает на себя внимание, тем самым скрывая свои комплексы внешней оболочкой. Он не может конструктивно показать свои способности и демонстрирует их через эпатаж. Соответственно подбираются и друзья. Взрослый в такой ситуации должен помочь, но часто бытуют категоричные суждения «делай так, а не иначе». Задача родителей в том, чтобы с малых лет ребенок знал, что он  может иметь собственное мнение, может принимать решения  и у него есть право на ошибки, за которые он сам несет ответственность. Самодостаточный человек не рождается с 18 лет, он развивается с самого раннего детства.

— Есть ли обратная сторона у белой вороны?

Е.А. Выделиться можно не только внешностью, но и антисоциальным поведением, что чаще всего происходит в подростковой среде. Мы, взрослые, как устроены, если ребенок хорошо учится, не приносит неприятностей, он безпроблемный и мы к нему особо не приглядываемся. Ребенок понимает, что мы его «видим» тогда, когда он плохо себя ведет. Быть хорошим сложнее, например отличником по математике, а потом еще и одноклассники будут дразнить, а вот плохим быть легче.

Н.И. Подростковый возраст начинается с 10 лет, родители же считают ребенка еще маленьким, к нему предъявляется только одно требование — хорошо учиться. И уже с 11 лет ребенок перестает слышать мать и отца, он их воспринимает как фон и как источник удовлетворения потребностей. Мама говорит: «Ребенок перестал меня слышать, для него мнение сверстников важнее». Это происходит оттого, что родители вели ребенка и все решали за него сами. В итоге он не имеет своего мнения, не может выразить свою точку зрения и находит ровесника, от которого зависит. Ребенок становится ведомым, и чаще со знаком минус.

— Как научиться разговаривать с ребенком, понимать его?

Н.И. Прежде всего научиться слышать ребенка и слушать. Обычно то, что ребенку нужна новая куртка, родители слышат, а когда у него есть потребность поговорить — нет или разговор носит категоричный характер: «Я пожила, я знаю». Категоричность родителей ведет к категоричности детей.

— Подросток подбирает себе компанию, которая не всегда нравится родителям. Стоит ли вмешиваться?

Е.А. Ребенок находит антисоциальных друзей, когда он бесконтрольный. Родитель не живет жизнью ребенка, относится к его заявлениям несерьезно, и ребенок престает делиться с мамой своими новостями, так как не получает позитивных конкретных советов. Ребенок сам по себе, мама сама по себе. Если задуматься над этой ситуацией в самом начале, мама имеет возможность полностью формировать круг общения ребенка. Можно дружить семьями. Ребенок ходит в секцию или какой-либо кружок, подружитесь с родителями, которые тоже водят туда своих детей и с детьми которых ваш ребенок общается.

Ситуация надломилась — ребенок выбрал отрицательную компанию. Тут очень важно выходить с ребенком на разговор, начинать надо с рассказа о себе, своих трудностях и ошибках в этом возрасте, чтобы ребенок понимал — родитель — не «памятник» и не «идол» с только положительными чертами характера.

— Школьник в классе имеет совсем другие интересы, не входит в общую группу. Как взаимодействовать ребенку с окружающими, чтобы не стать изгоем?

Е.А. Серьезная проблема, особенно если школьник-новичок приходит уже в сложившийся коллектив. Не имеет смысла сразу показывать себя, следует сначала приглядеться, какие перед тобой люди, чем они интересны и к кому подойти первому. Хорошо срабатывает прием попросить совета. При всей гибкости в поведении и мышлении ни в коем случае не нужно идти на поводу у какой-то группы, поступать как все. Коренные убеждения должны сохраниться, и если эта сохранность произойдет, дети увидят сильного человека и начнут его уважать. Они привыкнут к его образу жизни, его позиции. В новом классе учитель должен обязательно представить ребенка, рассказать, чем он интересен. Родителям нужно показать, что ребенок уважаем в семье, что взрослые к его мнению прислушиваются. Например, пригласить класс на природу и суметь показать ребенка в нестандартной ситуации, чем он успешен. Может быть, он лучше всех плавает или разводит костер? Это поможет избежать ситуации изгоя в классе.

Н.И. Но если это произошло, не надо никогда никого обвинять, надо подумать, как же с этой ситуацией справиться и как помочь ребенку выйти из нее достойно.

— В настоящее время дети и подростки самовыражаются кто во что горазд. Много различных субкультур, таких как готы, эмо и др. Как вести себя родителям такого нестандартного ребенка?

Н.И. Ничего страшного в этом нет. Пусть какое-то время ребенок попробует самовыражаться таким образом. Он никогда не выйдет на правильную дорогу, не сделав ошибок. Наша задача — уметь спокойно реагировать и высказывать свое мнение.
Е.А. Если ребенка постоянно ругать, он, не найдя понимания со стороны родителей, замкнется в себе, и произойдет закрепление состояния. Высказываться следует со слов «Я думаю», «Мне кажется» и не в коем случае «Я так сказала».

Н.И. Дайте ребенку возможность самому понять, чего он хочет. Пусть он выскажется по поводу выбранного им стиля одежды. Наблюдайте за ребенком, за его настроением.
Е.А. Оцените его эмоции, например как он грустит, почему грустит. Очень важно, чтобы была нить связи между ребенком и родителем, а чтобы она появилась, нужно научить ребенка доверять и уметь выражать свои эмоции.

Н.И. Предъявляйте требования не только к своему чаду, — личность, и если мы просим, чтобы он нас но и к себе. Подросток уважал, мы должны прежде всего уважать его. И в конечном итоге он сам обратится за помощью к родителям: «Мама, а как ты думаешь?»

— Как быть с одеждой? Самовыражение требует соответствующего внешнего вида и атрибутики.

Н.И. Подростковый возраст ершистый, с колючками. Если ребенок не носит вещи, купленные для него родителями, а хочет сам выбрать одежду, он имеет на это право. Это стремление к независимости, своего рода свободе от родителей, так может быть, дать ему то, что он хочет, но при этом объяснить, что независимость и свобода — еще и большая ответственность за все, что он делает. Пусть одевается как хочет, нужно дать ему этот период пережить, в конечном итоге ребенок перегорит. А родители могут высказать свое мнение, не настаивая на нем, ведь чем больше мы будем ему противостоять, тем больше он будет идти на конфликт.

 




Отзывов нет »

Отзывов пока нет.

Ваш отзыв

Детский психолог, логопед, логоневроз, заикание, дефектолог, нейропсихолог, сенсомоторная коррекция, страхи детские, фобии, задержка речи, задержка психо-моторного развития, нарушение сна, сноговорение, снохождение, энурез, энкопрез, дисграфия, дислексия, трудности в обучении, синдром гиперактивности и дефицита внимания, истерики, капризы, нарушение звукопроизношения, нарушение чтения, письма, счета, Детский психолог в Нижнем Новгороде, семейные конфликты, отношения супругов, подросток, неврозы, панические атаки, бессонница, навязчивые мысли, навязчивые действия, конфликты в школе, конфликты в семье, нарушение осанки, сколиоз, боли в спине, остеохондроз, головные боли, синдром хронической усталости, электроэнцефалограмма, видеоэлектроэнцефалограмма, видеоэлектроэнцефаломониторирование, судороги, эпилепсия, массаж, баночный массаж, антицеллюлитный массаж, логопедический массаж, кубики Зайцева, развитие мелкой моторики, невролог, танцетерапия, психоанализ.