Наш адрес:
г. Нижний Новгород, ул.Костина, д.6/1, (831) 416-416-1
ул. Маршала Казакова 3а, 11 этаж, офис 2, (831) 416-416-5

Ребенок — «катастрофа»

В ответ на робкий стук в дверь я выглянула в коридор и увидела там троих людей, относительно которых не оставалось никаких сомнений в том, что они родственники. Одинаковые, широко расставленные зеленые глаза, абсолютно прямые непокорные волосы, круглые головы, широкие плечи… Ширококостная, сильная на вид старуха, моложавая женщина с печатью какой-то непонятной усталости на лице и синевой вокруг глаз и мальчишка лет шести-семи, склонивший набок растрепанную голову и глядящий на меня с лукавым видом Суок из «Трех толстяков».

— Гриша? — я заглянула в листочек самозаписи. — Проходите, пожалуйста…

— Я одна зайду, — торопливо сказала Гришина мама.

— Да заходите все, — радушно предложила я. — Мы поговорим, а Гриша пока поиграет. У меня там игрушек много…

— Нет, нет! — с непонятным испугом вскрикнула молодая женщина. — Я зайду, а Гриша тут с бабушкой… побегает. Я кивнула, а про себя подумала: что бы там ни было с ребенком, а с мамой явно не все в порядке. Этот ее испуг… Да и представить себе крестьянского вида бабушку, бегающую с внуком по коридору, я не могла ни при каком напряжении фантазии… В кабинете мама слегка расслабилась, поерзала в кресле, усаживаясь поудобнее, застенчиво взглянула мне в глаза и тихо сказала:

— Я понимаю, доктор, что это нехорошо, но я уже больше так не могу. Иногда я думаю, пусть бы он больной был. Тогда бы я его жалела, ухаживала бы за ним… А так… Он же хороший вообще-то мальчик, и меня любит, а я… я иногда думаю: пусть бы его не было! Это же грех великий, доктор, так думать, правда? — Да, конечно, — несколько смущенно подтвердила я, поскольку вообще-то как атеистка не могу мыслить категориями «греха». Но и момент для уточнения дефиниций был явно неподходящий. — Расскажите поподробней, что именно тревожит вас на сегодняшний день…

— На сегодняшний день его выкинули из школы, — печально сообщила Гришина мама. Далее мне было рассказано следующее. Гриша родился долгожданным и любимым ребенком. В большой «сталинской» квартире ему была заранее приготовлена и украшена кружевными занавесочками очаровательная кроватка, проглаженные с двух сторон пеленки, распашонки и чепчики стопочками лежали на полках старинного бельевого шкафа, свекор и свекровь с нетерпением ждали внука, готовые ради него наконец-то примириться с деревенской» невесткой. Счастливый отец, никого не стесняясь, плакал от радости, когда медсестра из роддома положила ему на руки сына — белоснежный кокон, перевязанный голубой лентой. Дальше потекли будни. Гриша почти ничем не болел, развивался в соответствии со всеми нормами. Единственное огорчение состояло в том, что глаженные пеленки и распашонки как-то не уживались с ним рядом. Из пеленок он выползал ужом, оборочки сжевывал или рвал, и почти всегда находился в кроватке голым поверх комка смятых и собранных в кучку простынок, пеленок и одеялец. Даже памперсы каким-то образом умудрялся снимать. А когда годовалый Гриша выбрался из кроватки — начался кошмар.

— Первые шаги ребенка — это ведь радость в доме, — рассказывала Гришина мама. — А у нас как? У нас он сразу пошел на кухню (раньше его туда не носили — чад, запахи — это вредно для ребенка), придвинул табуретку к плите и сдернул на себя кастрюлю с кипящим супом. Крик, неотложка, ожоговое отделение… Такое вот начало… Дальше все продолжалось в том же духе. Сказать о Грише, что он рос подвижным ребенком — значит не сказать ничего. Не было ни одной вещи в доме, которая могла бы чувствовать себя в безопасности, когда Гриша бодрствовал. Он доставал дедушкино белье из ящика в комоде и «надевал его себе на голову, он пускал в ванной кораблики из папиных деловых бумаг, он сделал грандиозный «бух!» из бабушкиной антикварной вазы. Два раза его увозили на неотложке с медикаментозным отравлением. (Второй раз он достал таблетки из внутреннего ящика дивана, куда спрятали аптечку после первого раза.) Все члены семьи переводили дух только тогда, когда Гриша засыпал. Ходили к врачам. Вызывали врачей на дом. Врачи выписывали успокаивающие травяные сборы и говорили: «Терпите!» Терпение свекра и свекрови лопнуло, когда Грише исполнилось три года и стало ясно, что надеяться больше не на что. Скрепя сердце они разменяли свою престижную жилплощадь в центре и выделили молодым хорошую двухкомнатную квартиру. «Ты понимаешь, какая это жертва с нашей стороны?» — спрашивали они у сына (но так, чтобы невестка тоже слышала). «Понимаю», — отвечал сын и глядел на жену с немым укором. Образованные люди, они читали соответствующие книги. Там было написано, что воспитывать таких детей нужно внимательно и терпеливо, приучая их к труду и сосредоточенности. Они пытались, но Гриша ни на чем не мог сосредоточиться больше одной минуты. Он был готов начать любое дело, соглашался на любую игру, но тут же бросал ее, чтобы начать другую. Общительный и веселый, Гриша легко шел на контакт со сверстниками, но любые игры с его участием быстро превращались в бессмысленную беготню. Приглашенный на дом психолог сказал, что нужно использовать метод «кнута и пряника», а в качестве «кнута» порекомендовал наказание неподвижностью. Наказанный Гриша сидел на диване и корчил рожи ровно до той секунды, пока мама не отводила от него глаза. Как только это происходило, он тут же с быстротой молнии утекал куда-то для следующих проказ.

Шлепки и даже побои не оказывали вообще никакого действия. Отвопив свое, Гриша никогда не унывал и не обижался, и ровно через пять минут после наказания мог подойти к матери и невинно спросить: «А теперь ты мне конфету дашь?» Свекор как-то в шутку назвал Гришу «ребенок-катастрофа», и это прозвище настолько укрепилось за мальчиком, что даже он сам, когда его спрашивали: «Как тебя зовут?» — отвечал: «Гришка-катастрофа». (из книги Е.В.Мурашовой)

Ребенок, который описан в данном рассказе, не редкость. И вырастить такого Гришу требуется много терпения и энергетических сил как родителей, так и бабушек, дедушек. В первую очередь, я бы здесь говорила о проблеме восприятия ребенка в семье.

«Да» — сложный, «да» — гиперактивный, «да» — невнимательный. «Но» — любознательный, с неиссякаемой позитивной энергией, добрый, отзывчивый на чужую беду, любящий своих родителей. А что мы (взрослые) ему даем взамен: одни упреки, замечания, негативные реакции (шлепки, физическое наказание), которые грубо нарушают у ребенка представления о себе, разрушают его личность, резко снижают его самооценку.

При том, что сам ребенок не виноват, что у него гиперактивность (либо это генетический фактор, т.е. он унаследовал это от своих родителей, либо родовые травмы, сложная беременность, болезни на первом году жизни. Все эти факторы, согласитесь, не зависят от самого ребенка, а нам легче считать, что виновен сам ребенок. В семье ребенок должен чувствовать свою защищенность, ему требуется помощь всех членов семьи, без исключения, особенно отца (т.к. у нас мальчик), который может показать мужской стиль реагирования.

Занятость ребенка в школе, после уроков, дома. Занятие в секции, кружках — лучше спортивного характера, куда можно направить свою неиссякаемую энергию; домашние дела (обязанности), начать вместе с ребенком «общее дело», например, смастерить скворечник или … главное, что вы вместе и на равных, чаще хвалите ребенка за процесс, тогда через какое то время последует и результат, создавайте ситуации успешности. Чаще говорите, что вы ребенка любите, а вот с поступками его вы не всегда согласны. Если не справляетесь с ситуацией, то срочно к психотерапевту, который разработает систему мер, как медицинского, так и психологического характера.

Осмотр специалиста (психотерапевта, невропатолога), обследование центральной нервной системы (ЭЭГ, РЕГ); консультация и последующие занятия с нейропсихологом; психологическая, психотерапевтическая работа с членами семьи, разработка действенных воспитательных мер взаимодействия с ребенком, психологическая поддержка всех членов семьи. А еще надо запастись громадным терпением — и …рядом с вами вырастет самостоятельный достойный ЧЕЛОВЕК с большой буквы.

 

Психотерапевт, врач функциональной диагностики Денисова Е.А.




Отзывов нет »

Отзывов пока нет.

Ваш отзыв

Детский психолог, логопед, логоневроз, заикание, дефектолог, нейропсихолог, сенсомоторная коррекция, страхи детские, фобии, задержка речи, задержка психо-моторного развития, нарушение сна, сноговорение, снохождение, энурез, энкопрез, дисграфия, дислексия, трудности в обучении, синдром гиперактивности и дефицита внимания, истерики, капризы, нарушение звукопроизношения, нарушение чтения, письма, счета, Детский психолог в Нижнем Новгороде, семейные конфликты, отношения супругов, подросток, неврозы, панические атаки, бессонница, навязчивые мысли, навязчивые действия, конфликты в школе, конфликты в семье, нарушение осанки, сколиоз, боли в спине, остеохондроз, головные боли, синдром хронической усталости, электроэнцефалограмма, видеоэлектроэнцефалограмма, видеоэлектроэнцефаломониторирование, судороги, эпилепсия, массаж, баночный массаж, антицеллюлитный массаж, логопедический массаж, кубики Зайцева, развитие мелкой моторики, невролог, танцетерапия, психоанализ.