Сопровождение детей с РАС

Сопровождение детей с РАС

В настоящее время уже не оставляет сомнения тот факт, что детей с расстройствами аутистического спектра становится все больше (что подтверждается растущей с каждым годом статистикой). На сегодняшний день 1 из 160 детей страдает расстройством аутичстического спектра.

Без специализированной помощи до 95-97% детей с расстройствами аутистического спектра становятся тяжелыми психическими инвалидами. Связь аутичного ребенка с близким человеком и с социумом в целом нарушена грубо, и иным образом, не так как у других детей с ограниченными возможностями здоровья. В тоже время, в случае раннего начала коррекционной работы с помощью адекватных методов, создания специальных условий, удается повысить уровень жизни ребенка с расстройствами аутистического спектра и его семьи, добиться существенного повышения уровня социальной адаптации и снижения процента инвалидизации детей.

Дети с расстройством аутистического спектра имеют разнообразные нарушения. Чаще всего нарушения проявляются в моторном развитии, поведении, общении, коммуникации, социальном взаимодействии.

Нарушения социального взаимодействия

Нарушения социального взаимодействия — самые важные симптомы аутизма. Часто маленький ребенок с аутизмом ведет себя так, будто он настроен «на свою волну», он может не проявлять интереса к играм других детей и даже упорно отказываться от участия в общих играх, его бывает сложно заинтересовать чем-то, что ему предлагает взрослый, он не повторяет действия, движения и звуки за взрослыми.

  • Ребенок может не замечать, дома родители или на работе, ушли куда-то или вернулись домой

  • Может расстраиваться, когда взрослый пытается включаться в его игры

  • Может сидеть в кроватке один и громко, монотонно кричать, вместо того чтобы позвать маму

  • Может не проявлять интерес к играм других детей

  • Может не проявлять интереса к игре в прятки и к другим играм, основанным на взаимодействии с другими людьми

  • Часто бывает сложно привлечь его внимание к игрушкам или книгам

  • Не улыбается в ответ на улыбку

  • Не реагирует на свое имя

  • Может явно и отчаянно сопротивляться объятиям, поцелуям и не давать брать себя на руки ни родителям, ни другим людям

Нарушения в сфере коммуникации

Нарушения коммуникации – также ведущий симптом аутизма. Многие дети с аутизмом гораздо позже других начинают говорить и могут не использовать жесты.

Вместо этого, они пользуются руками других людей, подводят взрослых к тем предметам, с которыми хотят повзаимодействовать или указывают на них рукой мамы.

Другие дети могут рано начинать говорить и запоминать много слов, но не используют их для того, чтобы общаться.

Например, снова и снова повторяют любимые цитаты из мультфильмов и книжек или слова и фразы, услышанные от других. Часто дети с аутизмом хуже понимают обращенную к ним речь. Часто также они позже других детей начинают выполнять инструкции, может казаться, что они не слышат обращенные к ним слова.

Итак, самые яркие симптомы в сфере коммуникации, на которые стоит обратить внимание:

  • Избегают контакта «глаза-в-глаза»

  • Автоматически повторяют слова, не обращенные к другим (эхолалии)

  • Используют «управляемую руку» взрослого

Нарушения в поведении

Третья группа обязательных для постановки диагноза РАС симптомов – своеобразие, ограниченность и стереотипность поведения, игр и интересов. Многие дети с аутизмом играют в игрушки необычным образом (например, выстраивают их в ряд или раскидывают), могут часто совершать повторяющиеся действия, интересоваться необычными предметами, странным образом двигаться, например, взмахивая руками, раскачиваясь на месте или бегая по кругу. Проявление симптомов этой группы очень разнообразно.

Разглядывание предметов (лопастей вентилятора, кондиционеров).У наблюдателя возникает ощущение, что ребенок «прилип взглядом» и не может оторваться

  • Может не проявлять интереса к игрушкам и восхищаться обычными предметами, например, обогревателем

  • Может не играть с игрушками обычным способом, но крайне интересоваться какой-то частью игрушки (например, любит крутить колесо у машинки)

  • Ребенок может часто кружиться вокруг своей оси

  • Часто многократно взмахивает руками

  • Расстановка игрушек в ряд; создание ряда самоценно, никакого сюжета не прослеживается

  • Может вращать предметы, поднося их очень близко к лицу

  • Может упорно пытаться есть несъедобные предметы: одежду, простыню, матрас, шторы

  • Может часто или подолгу перебирать, трясти или щелкать пальцами перед своими глазами

  • Часто и подолгу раскачиваться, сидя на месте и ничем больше не занимаясь

  • Бесконечно щелкать выключателем, зажигая и гася свет

Нарушения моторики

Особенности моторики не являются ведущими диагностическими критериями при постановке диагноза «аутизм». Но многие родители и специалисты отмечают различные варианты неравномерности моторных навыков у детей с РАС. Некоторые дети могут одновременно демонстрировать прекрасное владение телом в одной области и быть очень неловкими в другой.

Нарушение оценки расстояния до предмета также может приводить к моторной неловкости

  • Хождение на цыпочках

  • Плохая координация движений – научиться ходить по лестнице может оказаться очень трудной задачей для ребенка с аутизмом

  • Часто ребенок не может захватывать и удерживать руками мелкие предметы

  • Не может кататься на велосипеде или машинке-каталке с педалями

  • Поразительные способности к удержанию равновесия и одновременно заметная неуклюжесть

Рано начатое обучение, индивидуальный подход к лечению, интенсивная терапия, участие всех членов семьи в обучении приводят к заметным улучшениям в развитии большинства детей с аутизмом.

Лечение аутизма – процесс, требующий индивидуального подхода к каждому ребенку в зависимости от выраженности его симптомов, а также от наличия каких-либо сопутствующих аутизму нарушений и других расстройств. Некоторые дети с аутизмом нуждаются в очень интенсивной помощи,  чтобы приобрести основные навыки социального поведения, научиться говорить.

Система сопровождения детей с РАС:

  1. Наблюдение детского психиатра и невролога.

  2. Коррекционные занятия с дефектологом, логопедом.

  3. Нейропсихологическая коррекция.

  4. Занятия лечебной физической физкультурой, курсами общеукрепляющий массаж.

  5. Работа с родителями в формате детско-родительской группы.

При условии ранней диагностики заболевания и вовремя начатой медико-психологической коррекции такая программа поможет ребенку преодолеть имеющие нарушения и снизит риск появления вторичных дефектов, а так же поможет ребенку лучше адаптироваться к социальным условиям, что значительно улучшит прогноз его развития.