Сопровождение детей с СДВГ

Сопровождение детей с СДВГ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

На сегодняшний день синдром дефицита внимания и гиперактивности занимает одно из первых мест по распространенности. Первые проявления СДВГ появляются у детей достаточно рано — в период до трех лет, но как правило родители не обращают внимание, считая своего ребенка просто подвижным, энергичным. Они очень быстро усваивают предметно -манипулятивную деятельность, но быстро теряют интерес к ней при малейших трудностях. Дети с СДВГ быстро обучаются цифрам и буквам, но трудность составляет в сохранениии и использовании этих знаний. Как правило, они не доводят начатое действие до конца. Трудность детей с нарушением синдрома дефицита внимания и гиперактивности в формировании произвольности двигательных реакциий (движения импульсивные, разорванные, не законченные). Если деятельность дошкольника не требует четко регламентированной жизни, то с началом школьного обучения детям с СДВГ трудно адаптироваться к четкому распорядку дня. Не правильно оказанная помощь ребенку приодит к системным проявлением школьной дезадаптации. Значительное внимание уделяется анализу проблем, которые прводят к дезадаптивным формам поведения.

1. Неуспешность в обучении по программам, соответствующим возрасту ребенка, но при этом недостаточность и отрывочность общеобразовательных сведений. Отсутствие системных знаний и учебных навыков (интеллектуальный компонент обучения)

2. Постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения. Быстро сходится с детьми и со взрослыми (иногда без дистанции), при этом отношения носят поверхностный, непродолжительный характер. Быстрая смена тем беседы, не соблюдение правил игры, вспыльчивость при малейших неудачах. Дети с СДВГ испытывают трудность в общении со свестниками, не могут выстроить дружеские отношения (личностный компонент).

3.Систематически повторяющиеся нарушения поведения в процессе обучения и в школьной среде (поведенческий компонент).

Синдром дефицита внимания и гиперактивности Включает в себя три диагностических критерия для постановки диагноза:

1. Нарушение внимания.

— ребенок неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности допускает ошибки в выпоняемой работе;

— не удерживает правила игры или правила выполнения задания, или условия задания. Упрощает условия выполнения задания.

— испытывает трудности или не в состоянии организовать самостоятельную деятельность (например сесть за выполнение домашнего задания, самостоятельно прочитать задание до конца), быстро теряет интерес, не видит главное в задание, делает выводы по второстепенным деталям;

— оценивает себя очень высоко, аргументировать свою оценку не может, повторить задание не может;

— часто забывает свои вещи или теряет их;

— легко отвлекается на посторонние стимулы.

2. Гиперактивность

— часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; не может сидеть спокойно;

— может ходить по классу во время урока;

— бесцельная двигательная активность, находится в постоянном движении, быстрая смена деятельности;

— часто бывает болтлив.

3. Импульсивность

— отвечает на вопросы не задумываясь, не дослушав их до конца;

— часто мешает другим, пристает к окружающим, перебивает взрослых;

— обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

Не вызывает сомнения то, что решение сложной проблемы школьной дезадаптации возможно лишь при условии объединения усилий врачей, психологов, нейропсихологов и родителей.

В настоящее время выделяется три типа синдрома дефицита внимания и гиперактивности:

1. Синдром дефицита внимания.

2.Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (без импульсивности).

3.Синдром дефицита внимания и гиперактивности и импульсивности

Система психолого-педагогического сопровждения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности учитывает структуру дефекта и программа коррекции должна учитывать сложность и причины приведшие к нарушению.

Общая схема сопровождение включает:

1. Наблюдение детского психиатра и невролога.

2. Раннее сопровождение сенсомоторного формирования, для выявления первых проявлений задержки или нарушения сенсорного и моторного развития и ранней коррекции.

3.Помощь логопеда

4.Обучение родителей правилам воспитания детей.

При всей триаде в синдроме дефицита внимания и гиперактиностиобязательно занятия нейропсихолога, дефектолога и логопеда. Посколько в структуре синдрома присутствует задержка становления функциональной левовополушарной доминантности и недостаточности корково-подкорковой регуляции, таким образом трудно контролировать и регулировать свои движения, а с развитием речи сложность формирования связной речи.