Программа сопровождения для детей с РАС

26.11.19

В настоящее время уже не оставляет сомнения тот факт, что детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) становится все больше (что подтверждается растущей с каждым годом статистикой). На сегодняшний день 1 из 160 детей страдает расстройством аутистического спектра.

Аутизм (от греч. autos – сам, ориентированный на себя) — это нарушение социальных взаимодействий и расстройства в эмоциональной сфере.

Связь аутичного ребенка с близким человеком и с социумом в целом нарушена в разной степени: от грубой патологии до мягких форм. Расстройства аутистического спектра имеют разную природу и степень тяжести, что в конечном итоге влияет на прогноз заболевания. Поэтому очень важно в начале пути поставить правильный диагноз и разработать индивидуальную коррекционную программу. Без специализированной помощи до 95-97% детей с расстройствами аутистического спектра становятся тяжелыми психическими инвалидами. В то же время, в случае раннего начала коррекционной работы с помощью комплекса методов, создания специальных условий, удается повысить качество жизни как ребенка, так и его семьи, добиться существенного повышения уровня социальной адаптации и снижения процента инвалидизации детей.

Дети с расстройством аутистического спектра имеют разнообразные нарушения. Чаще всего нарушения проявляются в моторном развитии, поведении, общении, коммуникации, социальном взаимодействии, эмоциональной сфере.

Нарушения социального взаимодействия

Нарушения социального взаимодействия — самые важные симптомы аутизма. Часто маленький ребенок с аутизмом ведет себя так, будто он настроен «на свою волну», он может не проявлять интереса к играм других детей и даже упорно отказываться от участия в общих играх, его бывает сложно заинтересовать чем-то, что ему предлагает взрослый, он не повторяет действия, движения и звуки за взрослыми.

  • Ребенок может не замечать, дома родители или на работе, ушли куда-то или вернулись домой.
  • Может расстраиваться, когда взрослый пытается включаться в его игры.
  • Может сидеть в кроватке один и громко, монотонно кричать, вместо того, чтобы позвать маму.
  • Может не проявлять интерес к играм других детей.
  • Может не проявлять интереса к игре в прятки и к другим играм, основанным на взаимодействии с другими людьми.
  • Часто бывает сложно привлечь его внимание к игрушкам или книгам.
  • Не улыбается в ответ на улыбку.
  • Не реагирует на свое имя.
  • Может явно и отчаянно сопротивляться объятиям, поцелуям и не давать брать себя на руки ни родителям, ни другим людям.

Нарушения в сфере коммуникации

Нарушения коммуникации – также ведущий симптом аутизма. Многие дети с аутизмом гораздо позже других начинают говорить и могут не использовать жесты.

  • Вместо этого они пользуются руками других людей, подводят взрослых к тем предметам, с которыми хотят повзаимодействовать, или указывают на них рукой мамы.
  • Другие дети могут рано начинать говорить и запоминать много слов, но не используют их для того, чтобы общаться (например, снова и снова повторяют любимые цитаты из мультфильмов и книжек или слова и фразы, услышанные от других).
  • Часто дети с аутизмом хуже понимают обращенную к ним речь. Часто также они позже других детей начинают выполнять инструкции, может казаться, что они не слышат обращенные к ним слова.

Итак, самые яркие симптомы в сфере коммуникации, на которые стоит обратить внимание:

  • Избегают контакта «глаза-в-глаза»
  • Автоматически повторяют слова, не обращенные к другим (эхолалии)
  • Используют «управляемую руку» взрослого

Нарушения в поведении

Третья группа симптомов, обязательных для постановки диагноза РАС —  своеобразие, ограниченность и стереотипность поведения, игр и интересов. Многие дети с аутизмом играют в игрушки необычным образом (например, выстраивают их в ряд или раскидывают), могут часто совершать повторяющиеся действия, интересоваться необычными предметами, странным образом двигаться, например, взмахивая руками, раскачиваясь на месте или бегая по кругу. Проявление симптомов этой группы очень разнообразно.

  • Разглядывание предметов (лопастей вентилятора, кондиционеров и т.п.). У наблюдателя возникает ощущение, что ребенок «прилип взглядом» и не может оторваться
  • Может не проявлять интереса к игрушкам и восхищаться обычными предметами, например, обогревателем
  • Может не играть с игрушками обычным способом, но крайне интересоваться какой-то частью игрушки (например, любит крутить колесо у машинки)
  • Ребенок может часто кружиться вокруг своей оси
  • Часто многократно взмахивает руками
  • Расставляет игрушки в ряд, причем создание ряда самоценно, никакого сюжета не прослеживается
  • Может вращать предметы, поднося их очень близко к лицу
  • Может упорно пытаться есть несъедобные предметы: одежду, простыню, матрас, шторы
  • Может часто или подолгу перебирать, трясти или щелкать пальцами перед своими глазами
  • Часто и подолгу раскачиваться, сидя на месте и ничем больше не занимаясь
  • Бесконечно щелкать выключателем, зажигая и гася свет

Нарушения моторики

Особенности моторики не являются ведущими диагностическими критериями при постановке диагноза «аутизм». Но многие родители и специалисты отмечают различные варианты неравномерности моторных навыков у детей с РАС. Некоторые дети могут одновременно демонстрировать прекрасное владение телом в одной области и быть очень неловкими в другой.

  • Нарушение оценки расстояния до предмета также может приводить к моторной неловкости
  • Хождение на цыпочках
  • Плохая координация движений – научиться ходить по лестнице может оказаться очень трудной задачей для ребенка с аутизмом
  • Часто ребенок не может захватывать и удерживать руками мелкие предметы
  • Не может кататься на велосипеде или машинке-каталке с педалями
  • Поразительные способности к удержанию равновесия и одновременно заметная неуклюжесть

Рано начатое обучение, индивидуальный подход к лечению, интенсивная терапия, участие всех членов семьи в обучении приводят к заметным улучшениям в развитии большинства детей с аутизмом.

Лечение аутизма – процесс, требующий индивидуального подхода к каждому ребенку в зависимости от выраженности его симптомов, а также от наличия каких-либо сопутствующих аутизму нарушений и других расстройств. Некоторые дети с аутизмом нуждаются в очень интенсивной помощи,  чтобы приобрести основные навыки социального поведения, научиться говорить.

Система сопровождения детей с РАС:

  1. Наблюдение детского психиатра и невролога.
  2. Коррекционные занятия с дефектологом, логопедом.
  3. Нейропсихологическая коррекция.
  4. Занятия лечебной физической физкультурой, общеукрепляющий массаж.
  5. Работа с родителями в формате детско-родительской группы.

При условии ранней диагностики заболевания и вовремя начатой медико-психологической коррекции такая программа поможет ребенку преодолеть имеющиеся нарушения и снизит риск появления вторичных дефектов, а также поможет ребенку лучше адаптироваться к социальным условиям, что значительно улучшит прогноз его развития.