Комплексная нейрореабилитационная программа с применением БОС-терапии для детей с речевыми нарушениями

02.02.21

Данная программа включает в себя систему занятий по сенсо-моторной коррекции с применением основ оздоровительного дыхания по методу БОС.

Задача занятий по сенсо-моторной коррекции – интегрировать сенсо-моторные процессы как фундамент для дальнейшего развития функциональных основ произвольных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, речи, мышления).

В основе речевых нарушений у детей лежит несформированность произвольной сенсо-моторной двигательной активности: импульсивность, неумение закончить начатое движение, «блуждающий» взгляд, т.е. отсутствие сконцентрированного взгляда на определенном предмете, быстрая потеря интереса к предмету, игрушке, что говорит о неустойчивом познавательном интересе. При этом речь ребенка развивается плохо. Он с трудом усваивает номинацию слова. Сложно понимает обозначения действий с предметами. В дальнейшем происходит нарушение в понимании и развитии связной речи (например, не может построить самостоятельный рассказ, пересказать сказку). Речь аграмматичная, т.е путает род, падеж, склонение. Страдает развитие внутренней стороны речи – планирование речи и саморегуляция в деятельности. Появляются трудности в общении со сверстниками. К двигательной импульсивности, расторможенности добавляется волнение в силу того, что ребенок не может выразить свои суждения. Все, что хотелось сказать, забывается, и ребенок либо замыкается, либо произносит что-то не то, запинается, фразы не договаривает, при этом еще больше становится двигательно расторможен. Цена такой импульсивной, разорванной речи высока: у ребенка повышается артериальное давление, дыхание становится прерывистым, поверхностным. Таким образом, вся энергия, которая должна была бы направляться на работу мысли, уходит на пустое, ненужное напряжение. Физиологическая цена такой речи чрезвычайно высока.

Комплексная нейрореабилитационная программа с использованием БОС-терапии направлена на формирование произвольной двигательной активности и развитие навыков правильного речевого дыхания при беседе, чтении, пересказе и самостоятельной речевой активности. Это дает основу для дальнейшего качественного развития функциональных систем головного мозга.

Комплексная нейрореабилитационная программа с применением БОС-терапии является прекрасной профилактикой школьной дезадаптации в дальнейшем.