БАК терапия в сочетании с нейропсихологической реабилитацией при нарушении формирования навыков письменной речи, чтения, счета

21.09.20

Анализ причин школьных трудностей показывает, что у большинства учащихся выявляются негрубые речевые нарушения, проявляющиеся в овладении письменной и устной речью, а также при обучении счету.

Рассмотрим специфические ошибки, допускаемые детьми при выполнении заданий.

  Письмо
(дисграфия)


Чтение (дислексия)

Счет (дискалькулия)

1

Трудности формирования зрительного образа буквы

Плохо запоминает конфигурацию

Плохо выделяет различные геометрические фигуры

2

Трудности формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента

Недостаточное различение конфигураций букв “п-н”, “в-а”, “г-т” (Путает буквы при чтении)

Трудности правильного  копирования простейших геометрических фигур с сохранением размера пропорций

3

Неспособность сканировать графический элемент Перестановка букв при чтении (рак-кар, нос-сон) Зеркальность в написании цифр “З- Ɛ”, или плохое различение цифр, близких по конфигурации “6-9”, “9-2”

4

Ошибки в пространственном расположении элементов букв (вертикальных, горизонтальных,  зеркальное письмо)

Замена букв при прослушивании.

Замена цифр при восприятии на слух: семь-восемь, три-четыре

5

Не “видит” строку, нарушает соотношение элементов буквы “в-д”, пишет лишние элементы

Трудности слияния букв при чтении (т.е. каждая буква читается отдельно)

Трудности формирования правильной траектории движений при написании цифр, изменение конфигурации, соотношения элементов

6

Неустойчивый почерк (неровные буквы, различная высота и протяженность графических элементов, растянутость, разный наклон букв, тремор)

Пропуски букв, слов

Сильный тремор, неровность, сильный нажим

7

Сильный нажим, тремор

Пропуски букв, слогов. Угадывание смысла. Возвратные движения глаз

Замена цифр на новообразование похожих конфигураций

8

Ошибки при письме: — пропуск согласных и гласных — замена согласных букв (з-с, г-к, б-п, д-т) — недописывание букв

Быстрый темп чтения, но плохое восприятие прочитанного. Не может пересказать.

Трудности расположения по вертикали и горизонтали, перестановки

9

Не использует правила (при знании правил правописания)

Очень медленный темп чтения (побуквенный)

Трудности выделения в задачах числовых данных, если они записаны словами

10

Ухудшение почерка, пропуски, замены и т.п.


Трудности глазодвигательного слежения по горизонтали, пропускает середину строчки Фрагментарное восприятие задачи

При качественном обследовании у детей выявляются:

  • нарушения крупной и мелкой моторики;
  • нарушение зрительного и зрительно-пространственного восприятия;
  • трудности концентрации внимания;
  • малый объем словарного запаса;
  • трудности в формулировании самостоятельных речевых высказываний.

Многолетний опыт работы позволил нам разработать комплексную нейрореабилитационную программу, направленную на коррекцию вышеописанных трудностей. Предлагаемая нами программа включает три направления:

Нейропсихологическая коррекция включает в себя сенсомоторные упражнения, которые строго повторяют этапы сенсорного и моторного развития ребенка от 0 до 12 месяцев. В период от 0 до 1 года каждый этап присвоения сенсорного и моторного развития основывается на точных параметрах психофизиологического созревания ребенка до года. Закладка правильной работы функциональных зон напрямую зависит от сенсорного и моторного развития, а затем их интегрированной работы.

Логопедическая коррекция направлена на устранение специфических ошибок: на уровне буквы и слога; на уровне слова; на уровне предложения. Система специально разработанных логопедических упражнений позволяет исправлять причину нарушений и правильно формировать в дальнейшем связную речь.

Биоакустическая коррекция – аппаратный медицинский метод воздействия на работу головного мозга. Мы можем совершенствовать и стимулировать непосредственно те отделы, которые отвечают за  формирование чтения, письма и счета путем изменения собственных электроэнцефалографических показателей (ЭЭГ) ребенка. Повышается пластичность (приспособляемость мозга к разным изменениям среды), улучшается кровообращение, повышается работоспособность, устойчивость к интеллектуальным и физическим нагрузкам. Программа БАК-терапии разрабатывается индивидуально для каждого ребенка. В конечном итоге биоакустическая коррекция в рамках комплексной нейрореабилитационной программы помогает направлять работу и закреплять результаты занятий с нейропсихологом и логопедом.